Шабанова Евгения Викторовна, интервью.

- Каким образом и на каких стадиях применима процедура медиации в банкротстве?

Сама по себе  процедура банкротства  очень длинная. И по своей сути она носит оздоровительные цели.  Когда у несостоявшегося собственника, который сделал определенные экономические просчеты, изымается имущество, все, что составляет конкурсную массу,  реализуется и может быть использовано новыми собственниками для достижения уже большего экономического результата, а вырученные денежные средства  распределяются между теми лицами, кому несостоявшийся собственник должен. От того насколько эта процедура будет максимально короткой и бесконфликтной зависит то, насколько она  будет иметь оздоровительную цель, то есть в итоге настолько все участвующие в деле лица получат материальное удовлетворение своих интересов. Если эта процедура конфликтная, она может быть бесконечно долгая. В рамках процедуры банкротства существует много обособленных споров, которых можно избежать посредством медиативных соглашений и применения медиации. Чем меньше будет обособленных споров, тем быстрее пройдет процедура, тем больше будет реализовано активов и больше получит удовлетворения кредитор. Соответственно короче будут сроки. И в рамках этих обособленных споров, точнее до их инициирования можно применять процедуру медиации, потому что именно эти споры топят процедуру и заводят ее в тупик.

- То есть основная цель применения медиации в данном случае это ускорение процесса?

Да, ускорить процесс и повысить его эффективность.

- Существуют ли какие-то препятствия применения процедуры медиации с точки зрения законодательства?

Конечно. Данная процедура вообще не предусмотрена законодателем в рамках процедуры банкротства. А что касается добровольного применения – никто на этот шаг не идет. В данном случае имеется целое поле для работы - либо  вводить процедуру медиации в рамках дел о банкротстве  на законодательном уровне, либо начинать  применять практики в какой-то определенной категории споров.

- В процедуре банкротства много сторон, что влечет за собой определенные трудности. Медиатор должен обладать какими-то специальными качествами?

Безусловно. Во-первых, он должен вызывать доверие. А вызывать доверие он может, если это очень хороший специалист, либо он имеет какие-то рекомендации, либо он уже что-то сделал и воспринимается определенно, умеет вести процедуру. Ведь в  процедуре банкротства изначально все основано на конфликте.  А дальше этот конфликт растет до невероятных размеров, потому что в процедуре начинают участвовать иные кредиторы, государство как кредитор, как собственник имущества  если речь идет о предприятиях с долей государственного имущества, арбитражный управляющий, как некое лицо, которое эту процедуру проводит, коллектив работников со своими интересами, правоохранительные органы, которые осуществляют надзорные функции. Эти интересы все взаимоисключающие.  В такой ситуации медиатор должен иметь опыт и понимание интересов каждой из сторон и того как эта процедура должна выглядеть.

- В рамках субсидиарной ответственности как применяется медиация?

Это касается работы с руководителем. Когда у нас руководитель пропадает как только вводится процедура банкротства, он ничего не отдает, он исчез и никакой информации о нем не имеется.  За это у него возникает ответственность. В сложившейся ситуации руководитель не понимает, что мы от него хотим, начинает с кем-то консультироваться. Вот на этом этапе очень  важно организовать с ним встречу и выйти на контакт. Объяснить, что нужно взаимодействовать. Все долги будут списаны - будет продано то, что есть, от остального человек будет освобожден, но при этом ему  нужно взаимодействовать, передать все необходимые документы, дать объяснения.